
В прошлую среду выпускники школ писали итоговое сочинение, чтобы их могли допустить к сдаче Единого Государственного Экзамена. Честно, мне было жаль ребят. Не знаю, кто там сидит на вершине нашей "гниющей ели" системы образования, но их бы самих в такие спартанские условия запихнуть и посмотреть, как бы они запели.
В общем, как говорится, утро не задалось с самого начала. Нас, как организаторов, собрали за час до экзамена на инструктаж. Проинструктировали, и мы разбрелись по классам делать все необходимые приготовления. В моем классе не досчитались одного комплекта: бланка регистрации и листов для написания непосредственно сочинения. Потихоньку стали подтягиваться ученики. Мы носимся по школе в тщетных попытках найти недостающий комплект. Завуч психует. Оно и понятно: новый печатать не от куда, все листы индивидуальным номером скреплены между собой.
С горем пополам, но потеря была найдена в листах с инструкциями, которые нужно прочесть учащимся. Все разложили по местам, доску оформили, стали запускать учеников. Тут у всех начали сдавать нервы... Мальчики нервно теребят ручки, девочки ревут навзрыд, потому что ничего не знают. Завуч все еще психует: это ее класс устроил истерику за 10 минут до начала итогового сочинения. Оказалось, что ночью некто слил в сеть темы, по которым будут писаться сочинения. Дети их увидели, обалдели, ничего путнего не придумали и начали истерить во Вконтакте, что они такие тупые, ничего не знают и вообще встанут и уйдут с сочинения, если такие темы и правда будут. Кое-как, но детей мы успокоили...
На часах 10:05, темы сочинений объявлены. Будущие выпускники нашли в себе силы, собрались с мыслями и начали писать на черновиках сочинения...
Проходит 20 минут...
В кабинет залетает завуч и осторожно начинает: "Ребята, вы только не переживайте... В общем нам пришли новые темы, потому что Министерство обнаружило, что их сайт взломали"... Минута молчания... И тут детей прорывает. То есть ночью по нашему времени (это где-то 00:00 - 1:00 по мск) его взломали, когда ребята увидели сообщение в соц.сети с темами сочинений, и только в 10:00 утра (в 8:00 по мск) они заметили, что у них сайт грохнули... Вы серьезно? А для детей это издевательство. Их и так последние несколько лет учебы в школе учителя чморят, прессуют, науськивают, натаскивают, дрессируют на эти сочинения и ЕГЭ, будто они не дети, а животные в цирке, а тут еще и такое... Называть это чем-то, кроме как издевательством, у меня язык не поворачивается...
Помню, раньше учителя часто хвалили за то, как я пишу сочинения. Хотя я всего лишь писала то, что думала. Излагала свои собственные мысли, без всяких там "автор поднял такую-то проблему", "автор делает то-то", "я с автором согласен"... Бывало так, что я с автором была не согласна, о чем в сочинении и писала. Приводила аргументы из собственной жизни, когда вспоминалось что-то из литературы, добавляла и ее... И это было настоящее сочинение, живое, потому что это были мои мысли, мое собственное мнение... А что сейчас?
Порой кажется, что наши ученики не сочинения пишут, а просто пытаются угодить проверяющему... "С позицией автора лучше соглашаться", - пишут в книгах для подготовки к ЕГЭ. И все поголовно с мыслью автора соглашаются. Как батюшка сказал, так и будет... "Куда пастух погонит, туда пойдут стада"... А если я не согласен с мнением автора? Если мои мысли, моя точка зрения с точкой зрения автора не совпадает, как быть тогда? Понятно, что в критериях оценивания прописано, что учащийся может согласиться или не согласиться с автором, но проблема в том, что учителя и те, кто готовит к сочинению, не акцентируют на этом внимания. "С автором надо соглашаться". И точка. А твое мнение никого не волнует. А потом вопрошают, что случилось со всеми, что никто не может выразить свою точку зрения. Идей у него никаких нет... А что выражать-то, если у человека этой самой точки зрения нет, идей нет, и он согласится со всем, что ему скажут, лишь бы от него отвязались?.. Жаль мне ребят... Очень жаль...
